Технология и анализ стартовой
диагностики первоклассников(1 слайд)
Что
нужно знать учителям для обеспечения индивидуального развития первоклассников,
которые приходят в школу в сентябре? Что нужно учитывать при создании
образовательной среды в школе и дома? От чего зависит успешная адаптация
первоклассников к новой деятельности в школе?
На эти и другие вопросы можно найти
ответы в результатах исследований готовности первоклассников к обучению в
школе.2 слайд «Стартовая диагностика
в первых классах основывается на результатах мониторинга общей
готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их предметной
готовности к изучению данного курса»
ФГОС второго
поколения
Стартовая диагностика проводилась
у нас в школе впервые. Сегодня я расскажу вам о технологии её
проведения и постараюсь проанализировать данный мониторинг.3 слайд
Сроки проведения: на 2-3 неделе учебного года.
(26 сентября)
Для оценки развития познавательной сферы
первоклассников использовались известные диагностические методики: «Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и
правило» и «Первая буква», адаптированные к фронтальному проведению в классе.
+ Тест отношений к школе «Домики». 4 слайд и 5 слайд Особенности
проведения
6 слайд-10слайд Общее развитие
первоклассника
– это один из показателей, на основе которого можно прогнозировать школьную
успешность. Оно оценивалось с помощью методики «Рисунок человека» на основе
анализа рисунка абстрактного человека, который был сделан ребенком. Чем
детальнее и подробнее рисунок, тем выше общее развитие ребенка. В зависимости
от детальности рисунка были сформированы 5
групп учащихся (с высоким, выше среднего, средним, ниже среднего ,
низким и особо низким уровнями данного показателя).
Высокий-2
выше среднего-4
средний-6
ниже среднего-4
низкий-4
особо низкий-1
Низкие показатели по
методике «Рисунок человека» говорят об общей инфантильности («детскости»,
незрелости) детей. У них может наблюдаться игровое отношение к учебным
заданиям. Попытки жесткими мерами включить таких детей в систему школьной жизни
могут привести к серьезным трудностям адаптации, вплоть до развития невроза и
появления стойкой боязни школы. С такими детьми полезно проводить
дополнительные общеразвивающие занятия в игровой форме (дидактические игры).
11 слайд-15 слайд Методика «Графический
диктант» позволяет определить, насколько точно ребенок может выполнять требования взрослого, данные в
устной форме, а также возможность самостоятельно
выполнять задания по зрительно воспринимаемому образцу.
Высокий-6
выше среднего-3
средний-2
ниже среднего-5
низкий-2
особо низкий-3
Успешность
выполнения методики «Графический диктант» очень сильно зависит от того, имел ли
ребенок раньше опыт фронтального обучения. У шестилетних детей, имеющих такой
опыт, вполне возможны высшие оценки. В то же время ребенок, не посещавший
детский сад, вполне может получить за «Графический диктант» нулевой балл.
16 слайд-18
слайд Методика «Образец и правило» проверяет
умение самостоятельно работать по
предложенному образцу в рамках дополнительно заданного правила. Она
предполагает одновременное следование в своей работе образцу (дается задание
нарисовать по точкам точно такой же рисунок, как данная геометрическая фигура)
и правилу (оговаривается условие: нельзя проводить линию между одинаковыми
точками, т.е. соединять кружок с кружком, крестик с крестиком и треугольник с
треугольником). Ребенок, стараясь выполнить задание, может рисовать фигуру,
похожую на заданную, пренебрегая правилом, и, наоборот, ориентироваться только
на правило, соединяя разные точки и не сверяясь с образцом. Таким образом,
методика выявляет уровень ориентировки ребенка на сложную систему требований,
моделирующую процесс школьного обучения.
Высокий-
выше среднего-
средний-4
ниже среднего-8
низкий-5
особо низкий-4
Особо низкие результаты по
методике «Образец и правило» нередко служат предвестником трудностей в
овладении математикой (речь идет не столько об арифметических операциях,
сколько о решении задач). Надо проследить за тем, понимает ли такой ребенок
условия задачи, приложить специальные усилия для обучения его планированию
своих действий по ее решению. Для развития планирования действий таким детям
полезны занятия конструированием (например, собирание моделей из «лего»,
воспроизведение построек из строительного материала по образцу и т.п.).
19 слайд Методика
« Первая буква» выявляет готовность к овладению грамотой. Особо низкие
результаты по этой методике указывают на то, что следует очень тщательно
проработать с ребёнком пропедевтический этап обучения.
Высокий-13
выше среднего-
средний-1
ниже среднего-
низкий-2
особо низкий-5
Таким образом, в целом по результатам проведенных
обследований 21 первоклассника и анализа полученных результатов, можно
констатировать, что в среднем 70% детей, в основном, готовы к обучению в школе.
Определенные трудности в обучении могут
испытывать порядка 30% первоклассников в основном в связи с недостаточной
сформированностью предпосылок учебной деятельности.
Особое внимание необходимо уделить детям с низким
уровнем готовности к обучению. У этих детей, как правило, не сформированы предпосылки учебной
деятельности и учителю необходимо очень осторожно и постепенно вводить
стандартную для школы систему отношений, чтобы у детей не возникла школьная
дезадаптация. При этом основное внимание должно уделяться не только
обучению конкретным навыкам (чтения, счета и письма), а развитию у детей
произвольности внимания, умения воспринимать и четко выполнять указания взрослого,
принимать поставленную задачу, учитывать заданную систему условий и т.п.
|